Добросовестный налогоплательщик

Добросовестным налогоплательщиком считается налогоплательщик, который имеет хорошую репутацию у налоговых органов в отношении исполнения им обязанностей, которые предусмотрены НК РФ.

Критерии добросовестного налогоплательщика

Добросовестным налогоплательщиком считается тот, кто:

- в целях снижения суммы уплачиваемых налогов использует только законно установленные способы;

- вовремя и в полном объеме уплачивает налоговые платежи;

- сдает в срок всю необходимую отчетность;

- своевременно и полно отвечает на запросы налоговых органов;

- беспрепятственно предоставляет доступ к информации, необходимой для налогового контроля.

Кто и как доказывает факт недобросовестности

Обязанность по сбору доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды, ложится на ИФНС (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Подход в каждом конкретном случае должен быть индивидуальным.

При этом  источники данных, которые могут использоваться могут быть самыми разными, но полученные факты должны быть убедительными (письмо ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250).

Доказательства необоснованной налоговой выгоды

Отметим, что сбор доказательств получения компаниями необоснованной налоговой выгоды проводится налоговыми органами успешно и эффективно.

В качестве доказательств получения компаниями необоснованной налоговой выгоды принимаются следующие факты:

- несоответствие данных, относящихся к исполнителю, в отгрузочных документах перевозчика и путевых листах;

- отсутствие отчетов по оказанным консультационным услугам;

- затруднения при объяснении смысла и обстоятельств сделки;

- свидетельские показания работников, подтверждающих фиктивность их оформления на работу в контролируемую фирму;

- отсутствие имущества и работников по месту регистрации филиала;

- отсутствие реальной деятельности контрагента (непредставление отчетности, неуплата налогов);

- ликвидация или реорганизация контрагента сразу после сомнительной сделки;

- наличие в цепочке контрагентов лиц, в реальности не осуществляющих деятельность (отсутствие движения денежных средств по счетам или их неперечисление на оплату обычных для функционирующего лица расходов);

- исключение из ЕГРЮЛ на момент совершения сделки;

- дисквалификация, смерть или лишение свободы на момент совершения сделки лица, которым подписан документ;

- отсутствие необходимого для выполнения работ имущества, персонала и договоров с третьими лицами;

- обнаружение у налогоплательщика печати и учредительных документов контрагента;

- наличие в договоре условия о согласовании генподрядчиком с налогоплательщиком выбираемых для исполнения работ субподрядчиков.

Проблемный контрагент

В последнее время одним из наиболее часто употребляемых налоговыми органами терминов стал «проблемный» поставщик или его аналог «фирма-однодневка».

Объясняется это тем, что налоговики, на практике успешно доказывают так называемую недобросовестность поставщиков, и связанные с этим неправомерное получение вычетов по НДС и включение затрат в состав  расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль у организации, проводящей операции с проблемным контрагентом.

При этом, налоговые органы для доказательства «проблемности» контрагента используют определение фирмы-«однодневки» (что является составной частью недобросовестности) и ряд ее признаков.

Так «однодневкой» считается юридическое лицо, которое создается под конкретную операцию или на конкретный срок, как правило на квартал.

Эти фирмы не имеют целью вести какую-либо реальную деятельность, не представляют отчетность или представляют «нулевую» отчетность налоговым органам.

Признаками «однодневки» считается регистрация компании «массовыми» заявителями, по «массовому» адресу, с «массовым» директором и (или) учредителем.

Причем «массовым» считается такой адрес, руководитель, учредитель или заявитель, который указывается в регистрационных данных десяти и более компаний.

Исходя из сложившейся арбитражной практики можно выделить еще критерии, на которые ссылаются налоговые органы, доказывая «проблемность» контрагента:

- минимальный размер уставного капитала, который формируется имуществом, вносимым учредителем;

- государственная регистрация осуществляется по недействительным или утерянным паспортам;

- постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица;

- отчетность в налоговые органы не представляется;

- отсутствует штат сотрудников, способный выполнять работы (услуги), оказываемые организацией;

- учредитель, руководитель и главный бухгалтер – одно и то же лицо;

- отсутствует имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности;

- систематически на постоянной основе компания предъявляет к возмещению НДС при несоразмерно минимальных суммах декларируемой выручки.

Как снизить претензии ИФНС по добросовестности контрагента

Учитывая ситуацию, складывающуюся в отношении возможных претензий к осмотрительности и добросовестности, налогоплательщику, начинающему работать с новым контрагентом, есть смысл предпринять ряд следующих действий:

· проверить контрагента (в том числе проверить «массовость» адреса контрагента) на сайте ФНС РФ  (письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

Результат запроса  следует распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту (досье на контрагента);

· запросить у контрагента пакет документов, подтверждающих легитимность его существования (копии свидетельств ЕГРЮЛ, ИНН, устава) и полномочия лиц, подписывающих документы (см. письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177);

· найти информацию о контрагенте в СМИ, интернете (реклама, сайт).;

Первоначальным источником информации о контрагенте могут служить:

- рекламно-информационные материалы,

- публикации в средствах массовой информации,

- сайт компании и прочее.

Если первоначальным источником информации об организации являлись элементы внешней атрибутики потенциальных фирм-партнеров: визитные карточки, буклеты, проспекты, адреса сайтов, то такие источники целесообразно подшить в досье с целью поверки и подтверждения реальности указанных контактов и деятельности организации;

· собрать подтверждения реальности деятельности контрагента в виде копий сдаваемой отчетности и выписок по счетам (постановление ФАС Московского округа от 11.04.2013 № А40-69230/12-90-374).

Кроме этого следует получить информацию о статусе организации-контрагента, ее регистрации в налоговом органе, выявления информации о нахождении в процессе ликвидации или факте исключения из ЕГРЮЛ.

Результат проверки необходимо распечатать и подшить к подборке документов по данному контрагенту.

Отметим, что подобная информация принимается судами как подтверждение должной осторожности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.

Кроме этого, подобную информацию по контрагенту  с такой же целью может запросить у Организации ИФНС в ходе проведения выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621).

Сбор документов контрагента

Надо получить от каждого нового контрагента пакет учредительных и регистрационных документов (например):

- свидетельство о государственной регистрации (свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ),

- свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН),

- устав (обязательны обложка, листы, содержащие сведения о наименовании организации, учредителях, уставном капитале и распределении долей, порядке избрания, сроке и перечне полномочий руководителя организации);

- протокол (решения) об избрании (назначении) руководителя организации или выписки из него;

- выписка из ЕГРЮЛ.

Указанные документы целесообразно получить в виде заверенных контрагентом копий, за исключением выписки из ЕГРЮЛ, которую необходимо получить в виде оригинала.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/dobrosovestnyy_nalogoplatelshchik.html

Наш адрес

Самарская область, г.Самара

Контакты

Телефон: +7 922 818 77 99; Время работы с 9.00 до 18.00 Пн/Вс
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Скайп: Vash Zam

Объявления в Екатеринбурге